Skip to content

Мы – не волки, и Церковь – не волчья стая…

Мы – не волки, и Церковь – не волчья стая… published on No Comments on Мы – не волки, и Церковь – не волчья стая…

Этому псу Тимке, который вырос на Козьмещике в Карпатах, пьяный охотник выстрелил дробью в голову с близкого расстояния. Он с трудом выжил. До сих пор под кожей во многих местах на его голове под пальцами ощущается дробь… Пес выжил, но ослеп. Хотя характер у него жесткий (папа – волк, мама – собака, его не любят ни волки, ни собаки), но на любовь человека реагирует очень нежно. Даже несмотря на то, что человек-изверг его страшно покалечил, сущность волка в отношении людей в нем не проснулась… Его шерсть пахнет горами и лесом, в его лае слышна вся гамма любви к жизни… Слепой глазами, но зрячий в своем отношении любви к человеку… 

Кажется, у людей в последнее время волчьих инстинктов больше, чем у самих волков… Церковь – не волчья стая. Жизнь Церкви – это не охота и не защита своих охотничьих угодий в “пищеварительной политической цепочке”. Отношения в Церкви – это не отношения внутри волчьей стаи, контролируемой альфа-самцом.

Мы не волки друг другу, а кровные братья и сестры по Христу. Церковь, как народ Божий, строится на отношениях любви Христа Духом Святым, а не сильной и властной рукой вожака. Хотя мы живем среди волков, но мы не волки. Волк принадлежит стае. Овца принадлежит Пастырю. Хотя иногда так хочется стать волком, выть по-волчьи, наводя ужас на овец, рвать клыками шерсть и плоть другого волка, не согласного со мной…, жить, как волк. Но… Но ведь Агнец…

В Своей молитве перед арестом, распятием, смертью, сошествием в ад, воскресением и вознесением, Агнец молится о Своих учениках и, пророчески, о нас, Его учениках в грядущих веках. Агнец просит Отца не о том, чтобы Он забрал нас из міра волков, но напоминает нам, что Он Сам послал нас в мір, как овец, и просит о том, чтобы Отец сохранил нас в міре от зла и освятил [отделил] нас Своею истиною.

Вопреки нашим стремлениям построить параллельный комфортный христианский овечий мир, Агнец напоминает нам, что наше место – в міре среди волков, что мы посланы в мір, что Отец сохранит нас от зла именно в міре, хотя по своей сущности мы уже не мірские, не волки, но овцы Божьи.

«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» (Ин. 17:15-18).

В Мф. 10:16 Иисус говорит ученикам, что посылает их и, пророчески, нас, Своих будущих учеников, как овец среди волков. Мы в міре волков, но мы не волки. Мы в мире волков, но остаемся овцами, следуя за Пастырем, а не за стаей. Мір говорит, что для того, чтобы в нем выжить, мне нужно в своей сущности стать волком, хищником, потому что о мне никто не позаботится, если я не позабочусь о себе сам, не выгрызу клыками свое, не порву в клочья своего врага и ближнего.

Христос же напоминает, что в волчьем міре я обязан сохранять сущность овцы, доверяя себя Его заботе, уподобляясь Ему, Агнцу, Его характеру. И если волк будет ранен другим волком, у меня будет выбор: дорвать его глотку, додушить, добить, или поступить, как Агнец, который не хочет, чтобы погиб даже волк…

Как бы мы ни пытались спасти, изменить и преобразить мір (общество) волков, он идет к своему логическому завершению, о котором читаем в книге божественного Откровения через Иоанна и в других книгах Священного Писания. Но это абсолютно не означает, что нам не нужно продолжать быть солью и светом Христа в міре, среди волков. Нужно, и это наша обязанность, – овцы Христа нужны во всех сферах волчьей жизни. Не для того, чтобы ими питались волки, но чтобы явить силу и славу Отца. Именно поэтому мы и посланы в мір, чтобы являть силу истины Христа, чтобы мір видел, что наша сущность отличается от волчьей сущности, что мы не становимся в своей сущности таким, как мір.

Павел писал Тимофею во втором послании: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие», описывая после этого, в каких именно качествах міра (общества) это будет проявляться. Мы же, как ученики Агнца, находясь в мире среди волков, будем полной его морально-этической противоположностью. Не только в семье, не только в церкви, но именно в міре, в современном волчьем обществе.

  • Люди в міре – самолюбивы, а мы в міре будем альтруистами ради Христа.
  • Мір – сребролюбив, а мы будем жертвенны ради Христа, осознавая, что все, чем мы обладаем, включая дыхание нашей жизни, принадлежит Ему.
  • Мір проявляет гордость и надменность, а мы – смирение перед Богом и уважение и почтение друг ко другу ради Христа.
  • Мір – злоречив, а мы никого не будем материть и злословить, глядя на другого, и даже на врага, как на носителя, хотя и разрушенного, но все же образа Божия, как на нуждающегося во Христе и в Его духовном исцелении.
  • Дети, выбирающие путь міра, – родителям непокорны, а мы будем проявлять заботу и уважать своих родителей, помня, что Бог – наш Отец, наш Творец.
  • Мір – неблагодарен, а мы не будем забывать благодарить Отца за Его благословения для нас и других людей, через которых Он действует.
  • Мір – нечестив, а мы будем хранить чистоту мыслей, речи и поступков ради Христа.
  • Мір – недружелюбен, а мы не будем проходить даже мимо тех, кто нас ненавидит, но нуждается в нашей помощи, ради Христа.
  • Мір – непримирителен, а мы будем искать возможности со своей стороны быть в мире со всеми, с кем возможно, ради Христа.
  • Мір клевещет друг на друга и на нас, а мы будем оберегать достоинство друг друга, не опускаясь до уровня веры в и распространения лживой информации даже о враге, не только о ближнем и другом, ради Христа.
  • Мір – невоздержан, а мы будем проявлять терпение, долготерпение и стойкость, доверяя Христу и Его силе в нас.
  • Мір – жесток, а мы будем являть заботу, милость и милосердие ради Христа.
  • Мір не любит творить добро ради Христа, а мы будем заботиться ради Христа о тех, кто оказался за гранью выживания, независимо от их отношения к нам, или от их вероисповедания, или национальности.
  • Мір предает нас, а мы будем являть ему любовь и прощение Христа ради, молясь вместе Ним: «Отче, прости им…»
  • Мір – наглый и напыщенный, а мы будем искать возможности послужить смиренно другим ради Христа, осознавая, что таланты и дары, которые мы имеем, – это подарок Божий, а не наша заслуга.
  • Мір – более сластолюбив, нежели Боголюбив, но для нас высшей ценностью будет не сладострастное желание удовлетворить себя, а стремление исполнить волю Отца, которую Он уже открыл нам в Своем Сыне и Слове: любить Его, любить ближнего и (о, Боже, как это неприятно!) любить врага ради Христа.
  • Мір имеет довольно впечатляющий и обманчивый вид благочестия, но он отрекся от единственного источника истинного благочестия – Христа. Мы же будем давать больше и больше пространства Духу Святому, Его силе, чтобы Он действовал в нас и через нас, являя славу Отца через истинное благочестие, суть которого состоит не в том, чтобы заботиться о своем имидже, но заботиться о ближнем, о беззащитном, о неимущем…

Означает ли это, что раз мір такой, то лучше полностью отрешиться от него, потому что в земных реалиях никогда не будет братства, равенства и справедливости, к которому мы так стремимся в христианской общине и в обществе? Христос бросает нам вызов, наделив нас талантами и духовными дарами, и отправляя нас как агнцев среди волков: со словом и делом любви в колыбель ненависти, со словом и делом веры в колыбель всепожирающего эгоизма, со словом и делом надежды в колыбель цинизма, со словом и делом жизни в колыбель убийства, со словом и делом света в колыбель мрака Мордора.

Наша сила среди  волков не в обретении хищнической волчьей сущности, чтобы быть с волками наравне, стремясь занять место «альфа-самца» в стае, но в сохранении сущности агнца, Ягненка, который имеет духовное зрение Орла, любящее сердце Слуги, работоспособность Вола и авторитет Льва.

Агнец Божий отправляет нас как агнцев в среду волков не для растерзания, не для того, чтобы скормить нас волкам, а для того, чтобы в условиях волчьей стаи через нашу верность Ему и Его ценностям явить преображающую силу Евангелия; не столько через то, что мы говорим ближнему, сколько через то, кто мы есть и что мы делаем не в отношении нуждающихся всего мира, а в отношении хотя бы одного нуждающегося, которого Господь поместил в поле нашего зрения.

Именно поэтому Христос перед Своей крестной смертью молит Отца, чтобы Он не забрал меня из волчьего враждебного міра, но сохранил меня именно в этом міре, – в это время и на этом месте, –  от зла этого міра как овцу среди волков, овцу, поджавшую хвост и дрожащую, но смотрящую с надеждой на Пастыря… Овца не может защититься сама от волка. Овцу защищает от волков Пастырь, и не силою овцы, но силою Своею. Потому что только силою Возлюбившего нас, а не своею человеческою, мы можем быть Его солью и светом в міре, который все больше разглагается и погружается в осязаемый мрак греха.

Мы среди гнили, но мы не гнием и не воняем, потому что нетленный Отец, и Сын и Дух – в нас и с нами, распространяя через нас благоухание о Себе и Своем Царстве. Мы среди осязаемого липкого греховного мрака, но мы не мрак и даже не часть мрака, потому что свет Отца через Сына Духом светит в нас и через нас, овец среди волков…

У Бога есть назначенное определенное время, когда Он заберет меня из этого міра. с моим последним вздохом чаяния воскресения из мертвых и озирания на свою прожитую жизнь. Это будет неожиданно. Смерть всегда приходит неожиданно, даже если и ждешь ее осознанно… А пока что мое место в этом міре: овца среди голодных волков, среди зла и испепеляющих искушений, но с обетованием Агнца: Тарас, тебя постигло искушение не иное, как человеческое, но верен Бог, Который не попустит тебе быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст тебе и облегчение так, чтобы ты мог перенести… оставаясь овцой в этом міре волков… Твой идеал – не самодостаточный волк, но Агнец, отдавший себя за жизнь мира… Агнец… Ибо не совместимы в тебе волчья и овечья сущности…  Ведь Я вижу тебя не только снаружи, но и изнутри, ведь Я вездесущий не только снаружи, но и внутри тебя…

Отче, как сохранять сущность овцы в этом міре, чтобы преодолевать искушение превратиться в волка? Только силою Твоею? Я знаю все правильные и богословски выверенные ответы, и все же… Верую, Господи… Помоги моему неверию…

Leave a Reply

Primary Sidebar

Secondary Sidebar