Skip to content

Со скорбью, взирающей на звезды…

Со скорбью, взирающей на звезды… published on No Comments on Со скорбью, взирающей на звезды…

Отчаяние… Уныние… Чувство Богооставленности… Кто ни разу не испытывал состояния безграничного отчаяния в силу различных жизненных обстоятельств, тот не познал силу Божественного чаяния, когда скорбь, вперившая взор в могилу, преображается в скорбь, взирающую на звезды. 

«Он знал, что вера целительна. Он старался наставить и успокоить человека в отчаянии, приводя ему в пример человека, покорившегося судьбе, и преобразить скорбь, вперившую взор в могилу, указав на скорбь, взирающую на звезды» (Виктор Гюго. «Отверженные»). Есть ситуации в моей жизни, которые я не в силах изменить, потому что я — не Бог. Хотя Сатан лукаво обещал моим прародителям (Адаму и Еве), что съев некий плод, который было велено Богом не вкушать, они станут как боги, а точнее, как Бог (“Элохим”). Желание самолично без Сущего определять сущность добра и зла в своей жизни и в жизни своего ближнего привело род человеческий к тому, что мы живем в падшем и греховном мире, с извращенными понятиями о добре и зле: пороки рассматриваются как добродетели, добродетели же — как пороки; послушание Богу — как слабоволие и безответственность, бунт против Бога — как признак большого ума и свободы.

Я не могу внедриться в разум и сердце человека, и изменить способ его мышления, дать ему веру и покаяние, родить его от Духа Святого, изменить понимание ним сущности добродетелей и пороков. Когда мы не в силах и не способны что-то изменить (особенно, когда это касается наиболезнейших и наитончайших струн нашей души), наша естественная реакция — отчаяние, уныние, чувство Богооставленности. Особенно когда это связано с тем, что твой ближний имеет ложное понимание свободы и ответственности, и воспринимает Бога исключительно как деспота и карателя, Который не интересуется его душевной болью и ранами.

Именно в этот момент, как никогда, возникает огромное желание вкусить плод и хотя бы на несколько минут стать Богом: внедриться в разум и сердце человека, чтобы запустить процесс метанойи, изменения разума, понимания сущности вещей. Реальность такова, что я никогда не был, не есть и не стану Богом, Спасителем, Искупителем, Духом Святым. Само мое кратковременное желание стать Богом даже на несколько минут есть проявление моего недоверия Сущему, определяющему сущность добра и зла…

Сам Христос «во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти». Тем не менее, смерть Его не миновала. На Кресте в агонии Он закричал: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Хотя крестные страдания и смерть Его не миновали, но Он «услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».

На Кресте Спаситель испытал чувство Богооставленности, но не отчаяния, не уныния, которые были преодолены в Гефсиманском саду накануне посредством молитвенного духовного борения до такой степени, что капли Его пота были как капли крови. Ученики же в отчаянии и унынии разбежались, часть из них вернулись к своему прежнему ремеслу — ловить рыбу.

Иоанн Златоуст писал: «Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа. Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ. Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит, и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним, и хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не в состоянии победить врага. Если же Бог сотворил нас только по любви, чтобы мы наслаждались вечными благами, и к этому устраивает и направляет все от первого дня до настоящего времени, то что побуждает нас предаваться сомнению и отчаиваться? Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению… но и потому, что ввергает в сатанинское безумие… Душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть. Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла».

Только и исключительно Христос Духом Святым может наставить и успокоить меня в отчаянии, как и обещал — «придите… и Я успокою вас». Он единственный может преобразить мою скорбь — мое уныние, мое отчаяние, мое чувство Богооставленности — в скорбь, взирающую на звезды… На те же звезды, которые были свидетелями сна Его учеников и мучительного молитвенного духовного борения Сына, Который выбрал страданиями приобрести навык послушания Отцу, чтобы показать, что в человеческом теле это возможно…

Возможно довериться Отцу, преодолев отчаяние и уныние, преодолев чувство Богооставленности, с осознанием, что Архитектор истории крепко держит алую нить моей жизни в Своих руках. Но для этого мне нужно перестать желать стать Богом хотя бы на несколько минут, и позволить Богу быть Богом, прежде всего, в моей личной жизни… Со скорбью, взирающей на звезды…

🙏 Верую, Господи, помоги моему неверию…

Канал «Дорожных щепок» в Telegram:
https://t.me/shchepki

Leave a Reply

Primary Sidebar

Secondary Sidebar